Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 49 человек

Преподавателям

Дата: 14 июля 2016 в 09:39, Обновлено 13 апреля 2017 в 12:55
Автор: Лопато С. Н.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЖУРНАЛА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

         Журнал учета теоретического обучения является государственным документом и в обязательном порядке заполняется в соответствии с указаниями о его ведении.

Все записи в журнал заносятся разборчиво чернилами или шариковой ручкой с пастой темно-синего или фиолетового цвета.

         Журнал учета теоретического обучения заполняется на том языке, на котором осуществляется образовательный процесс в учреждении образования ПТО (в учреждении с русским языком - на русском языке). Исключение составляют такие учебные предметы как «Белорусский язык», «Белорусская литература», «История Беларуси», отведенные для которых страницы  журнала теоретического обучения  заполняются на том языке, на котором ведется их преподавание.

Титульный лист заполняется по образцу (приложение 1).

Страницы журнала, отведенные на учебный предмет «Иностранный язык», заполняются на том языке, на котором осуществляется образовательный процесс в учреждении. Для каждой подгруппы выделяется отдельная страница. На иностранном языке можно записывать языковой материал, который прописан в учебных программах: суффиксы, обращения, грамматические структуры и т.д. (например, соединительные слова who, which, that).

На всех страницах журнала названия всех учебных предметов пишутся со строчной буквы - белорусский язык, всемирная история, история Беларуси, математика и т.д.

Фамилия, имя, отчество преподавателя, который излагает соответствующий учебный предмет, пишутся полностью.

Внесение фамилий, собственных имен, отчеств учащихся в списки журнала, а также их исключение из списков производится учебной частью после соответствующего приказа руководителя с указанием номера и даты приказа в графе «Дополнительные сведения» (форма №1).

Например:

Отчислен. Приказ №4к от 10.01.12 г. (приложение 2)

По форме №2 (приложение 3) ведется текущий учет посещения учебных занятий и успеваемости учащихся, выполнения учебной программы учебного предмета. На каждый учебный предмет отводится необходимое количество страниц в зависимости от количества учебных часов, установленных учебным планом. В том числе отводятся страницы на лабораторно-практические, практические, лабораторные занятия (работы) (при условии деления учебной группы на подгруппы).

Каждая тема учебного занятия вносится только в соответствии с тематическим планированием и записывается с большой буквы.

На левой стороне журнала преподаватель записывает дату проведения учебного занятия, а также выставляет отметки текущей успеваемости учащихся. Отсутствие учащегося обозначается буквой «н». Если учащийся опоздал, то над буквой «н» указывается на какое время.

При заполнении графы "Тема учебного занятия" необходимо делать запись вида работы и ее темы, кроме учебного предмета "Иностранный язык".

По учебному предмету «Иностранный язык» при заполнении графы    «Тема учебного занятия» название устной темы записывается один раз в соответствии с программой по учебному предмету. В рамках устной темы последовательно отмечается конкретная ситуация говорения и деятельность учеников по овладению 4 видами речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие и понимание языка на слух, письмо/письменное говорение). Позволяется указывать языковой материал, который прописан в учебных программах.

Например:

Семья. Восприятие и понимание речи на слух

Я и моя семья. Диалогическая речь

Распределение обязанностей в семье. Говорение

Генеалогическое древо моей семьи. Письменная речь

Роль семьи в обществе.  PresentSimple

Основные проблемы семьи. Чтение

Семейный бюджет. Говорение

Проблемы воспитания детей. Восприятие и понимание речи на слух

Семейные праздники и традиции. Монологическая речь

Большая семья: за и против. Диалогическая речь

Семья в Республике Беларусь и Великобритании. Чтение

При проведении контрольной работы (проводится только в устной форме) в журнале делается соответствующая запись: Обязательная контрольная работа №1 по теме «...».

По учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» такие виды письменных работ как изложение, перевод и сочинение записываются следующим образом: Пераказ «…», Пераклад «…», Сачыненне «…», Изложение «…», Перевод «…», Сочинение «…».

Когда на выполнение учебной работы (изложение, перевод, сочинение и пр.) отведено два учебных занятия, то на первом проводится работа по подготовке к написанию. Запись необходимо оформлять следующим образом:

Подготовка к написанию изложения «…» и Изложение «…».

Подготовка к написанию перевода «…» и Перевод «…».

Подготовка к написанию сочинения «…» и Сочинение «…».

При написании контрольного изложения работа по подготовке к нему не предусматривается. Когда на выполнение контрольной работы (контрольное изложение, контрольное сочинение и пр.) отведено два учебных занятия, то запись в журнале необходимо оформлять следующим образом:

Обязательная контрольная работа №1.Изложение «…»

Обязательная контрольная работа №1. Изложение «…».

Отметки за письменные учебные работы выставляются в вертикальной графе того дня, когда они проводились. Когда проводятся сдвоенные учебные занятия по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Русский язык» и «Русская литература» по одной теме, это фиксируется на обеих страницах журнала теоретического обучения с указанием даты дважды.

Отметки за  обязательные контрольные работы выставляются в одну графу всем учащимся группы в соответствии с датой ее проведения. После ОКР пустая графа не оставляется. При выполнении учащимися работы в другой день соответствующая клетка (дата выполнения ОКР) напротив фамилии учащегося делится пополам по диагонали. Сверху диагонали ставится  «н», а внизу – отметка за работу.

Если контрольная или учебная работа (лабораторная, практическая и др.) проводятся на сдвоенных уроках, оба урока записываются на странице, отведенной на этот учебный предмет. Отметки  выставляются в графе на 2-й урок.

Отметки за каждое полугодие выставляются преподавателем после записи даты последнего учебного занятия без пропуска клеток, первое учебное занятие второго полугодия тоже записывается без пропуска клеток.

В графе «Домашнее задание» содержание задания записывается с большой буквы. Запись в журнале оформляется следующим образом:

Практыкаванне 125       Пр. 125

Упражнение 45              Упр. 45

Задачи № 1-3, стр. 18

§ 14, стр. 24-25

§ 15, 16, стр. 34-39

Стихотворение «Зима» наизусть.                     

 § 14, стр. 24-25

 § 15, 16, стр. 34-39

Стр. 15-16

В журнал записывается только обязательное (минимальное) домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учащимся. Дифференцированное домашнее задание не записывается в журнал.

При заполнении графы «Домашнее задание» по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» записи делаются с указанием упражнений (комплексов упражнений), теоретических заданий, номеров карточек (при наличии картотеки у педагога) и обязательной даты контроля самого задания.

По тем учебным предметам, по которым не предусмотрено обязательное домашнее задание, запись в графе «Домашнее задание» не делается.

Исправления в журнале разрешается делать только лицу, сделавшему запись. В случае неправильного выставления отметки исправление  проводится следующим образом: неправильно поставленная отметка в клетке зачеркивается, рядом выставляется правильная отметка, внизу страницы делается запись: «Отметка учащемуся (указывается фамилия, имя) исправлена с «5» (указание отметки) на «6» (указание отметки)».Далее ставится  подпись преподавателя  и дата (см. приложение 3).

Уроки, записи по которым в журнале выполнены с нарушением правил, не оплачиваются до надлежащего оформления записи.

При проведении консультаций по учебным предметам в графе «Тема учебного занятия» необходимо делать запись согласно тематическому плану консультаций. Например:

Консультация по выполнению графической работы №7

После выполнения учебной программы по учебному предмету в полном объеме преподаватель делает запись«Учебная программа выполнена»и ставит свою подпись.

Сведения о результатах медицинского осмотра учащихся своевременно записываются медицинским работником в форме №4 (приложение 4). Напротив фамилии каждого учащегося он ставит свою подпись.

В начале каждого полугодия напротив фамилий учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись ”СМГ“ или ”ЛФК“, после которой учащимся текущие отметки не выставляются, а лишь допускается указывать отсутствие их на занятии, т.е. делать запись ”н“.

Форма №5 (приложение 5) «Результаты успеваемости учащихся и выполнения учебного плана за полугодия и учебный год» заполняется преподавателями в течение двух дней по окончании учебного года (полугодия) на основании записей, сделанных ими на листах формы №2. Внизу колонки с данными об успеваемости учащихся и выполнении учебного плана по данному предмету преподаватель ставит подпись.

При заполнении форм №2, №5 журнала теоретического обучения учащимся, которые не аттестованы по учебному предмету и прошли аттестацию в сроки, установленные руководителем учреждения образования, запись оформляется внизу страницы следующим образом:

указывается фамилия, имя учащегося, предмет, «аттестован на «…» (указывается отметка), подпись преподавателя и дата проведения аттестации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор 

ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.



Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение куратором и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, 

беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов 

совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и лицее;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность лицея;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, 

интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени



Видыродительских собраний:

1.Организационные:

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Тематические.

3.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

4.Собрания-практикумы.

5.Итоговые и т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом жизни лицея. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему куратору.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учащихся не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учащихся вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета лицея.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.



Правила поведения куратора на родительском собрании

1.  Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение» 

2. Лучший звук для человека- его имя.Положите перед собой список с полными именами родителей.

3.  В начале собрания сообщите родителям вопросы, которые планируете рассмотреть.

4.  Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,

потом говорить о негативном, заканчивать разговор предложениями на будущее.

5.  Предупредите родителей о том, что не всю информацию нужно доводить до сведения детей.

6. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно мужчин).

7. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям 

почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

8.Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у лицея и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

9. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учащихся - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

10. Дайте понять родителям , что вы хорошо понимаете, как тяжело учиться ребенку.

11. В личной беседе дайте оценку успехам ребенка относительно ее потенциальным способностям.

12. Доведите до сведения родителей мысль, что «плохой ученик» не является «плохим человеком».

13. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов лицея.

 

НЕ СТОИТ:


  • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных групп.

  • Давать негативную оценку всей группе.

  • Переоценивать значение отдельных предметов.

  • Избирать для общения назидательный тон.


Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для куратора. Предметом анализа должны также стать:


  • явка родителей, причины отсутствия;

  • персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

  • вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.


Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до дирекции и коллег-педагогов.

Примерные темы родительских собраний:

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
  • Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в лицее.
  • Взаимодействие куратора и родителей в формировании коллектива группы.
  • Профессиональные намерения и возможности учащихся группы.
  • Мой ребенок- выпускник.


         Формы взаимодействия куратора с родителями учащихся

·         традиционные формы работы с родителями

·         родительские собрания ·         

·         индивидуальные консультации педагога

·         посещения на дому

·         Групповые родительские собрания проводятся не реже одного раза в квартал и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед лицеем.

·         Общие родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят 

характер отчёта работы лицея за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет.  Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.·         

·         Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда педагог набирает группу. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Педагог должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

·         особенности здоровья ребёнка;

·         его увлечения, интересы;

·         предпочтения в общении в семье;

·         поведенческие реакции;

·         особенности характера;

·         мотивация учения;

·         моральные ценности семьи.         
 

         Нетрадиционные формы работы с родителями:

·         тематические консультации

·         родительские чтения

·                 Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждойгруппе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

         Примерные темы:

         1.Ребёнок не хочет учиться.

         2.Как развить плохую память ребёнка.

         3.Единственный ребёнок в семье.

         4.К чему может привести тревожность детей.

         5.Талантливый ребёнок в семье.

·         Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

·         Этапы проведения родительских чтений следующие:

         •на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

         •педагог собирает и анализирует информацию;

         •определяется список литературы по данному вопросу;

         •изучение литературы родителями;

         •изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.


 

Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования

1. Классный руководитель класса учреждения общего среднего образования (далее – классный руководитель), куратор учебной группы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – куратор) назначаются приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников на период обучения учащихся в учреждении общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (далее – обучающиеся).

2. В своей работе классный руководитель и куратор руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі», постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г.
№ 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от
5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», уставом учреждения образования, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

4. Приказом руководителя учреждения образования утверждаются функциональные обязанности классного руководителя или куратора учебной группы.

5. Работу классного руководителя и куратора по осуществлению воспитательного процесса, вопросам воспитания в классе и учебной группе координируют заместители руководителя учреждения образования.

6. Классный руководитель и куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействуют с педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также родителей (законными представителями) обучающихся.

7. Основными требованиями к работе классного руководителя и куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

8. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем и куратором в классе и учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы и включает: индивидуальную и групповую воспитательную работу с обучающимися; культурно-массовую работу; организацию мероприятий шестого школьного дня; пропаганду здорового образа жизни; организацию общественно-полезной деятельности; трудовое воспитание и профориентацию; профилактику противоправного поведения обучающихся; работу с родителями и др.

9. Классный руководитель и куратор обязаны:

9.1. изучать качество воспитания в классе и учебной группе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса;

9.2. осуществлять в классе и учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

9.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

9.4. проводить еженедельно классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования;

9.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися,  постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;

9.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;

9.7. способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

9.8. совместно с социально педагогической и психологической службой учреждения изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;

9.9. оказывать педагогическую поддержку органам ученического (студенческого) самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

9.10. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;

9.11. содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;

9.12. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе во внеучебное время, шестой школьный день и и каникулярный период;

9.13. способствовать  формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;

9.14. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;

9.15. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;

9.16. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

10. Классный руководитель и куратор имеют право:

10.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе и учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;

10.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;

10.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;

10.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;

10.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического (студенческого) самоуправления;

10.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса и учебной группы;

10.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

10.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.

11. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей и кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе и учебной группе.

12. Классный руководитель и куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на год (четверть), учебной группы на семестр (месяц). Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующая организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования, размещена в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012.

13.  Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем (преподавателем) в классном журнале или журнале куратора учебной группы.

15. Классный руководитель и куратор участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов учреждения образования, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей и кураторов.

                      КУРАТОР И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ.   

Куратор - это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением воспитательной работы в учебной группе.

ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА.

  • создание психолого-педагогических условий для современного и оптимального развития задатков и способностей детей   (обстановка защищенности, эмоционального комфорта)
  • организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника приобретения социально приемлемого опыта жизни( знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

Цели воспитательной работы с учащимися куратор ставит, исходя из характеристики группы, специфики внутренних межличностных отношений в ней, структуры коллектива группы и своей педагогической позиции.  

ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ КУРАТОРА

  • коммуникативная
  • диагностирующая
  • проектирующая                                         
  • организационно-деятельностная
  • воспитательная
  • развивающая
  • стимулирующая
  • охранно-защитная
  • оценивающая
  • корректирующая
  • методическая.

Основные функции определяют важнейшие направления деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ.

1. Учебно-профессиональная деятельность

-наблюдение за успеваемостью, дисциплинированностью и   склонностями учащихся в учебном процессе с целью комплексного изучения и дальнейшего корректирования личностных особенностей ребят, повышения их мотивации к учебно-профессиональной деятельности;

-выявление при изучении личностных качеств учащихся тех, кто хочет учиться, но не может в силу слабой школьной подготовки.

Оказание помощи таким ребятам, поощрение в случае наличия успехов, инициирование учебно-профессиональной помощи среди учащихся в группе;

-организация специальных занятий по обучению рациональным приемам учебного труда, умению пользоваться различными источниками литературы, умело ее перерабатывать и приобщать к общей системе знаний, полученных в процессе обучения и жизнедеятельности;

-осуществление строгого контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся в группе. Привитие ребятам дисциплинированности, ответственности, исполнительности, осознания необходимости учиться ритмично, не откладывая «на потом» выполнение домашних заданий;

- порицание недобросовестного отношения к занятиям, нарушений

дисциплины. Использование прежде всего методов индивидуального воздействия (доверительные беседы, разовые поручения, рекомендации и советы с глазу на глаз). Все отрицательные замечания должны даваться наедине. При отсутствии положительного результата использование мер коллективного воздействия с обсуждением в группе при строгом соблюдении педагогического такта;

- внесение предложений на поощрение отличников учебы, ребят, активно участвующих в общественной жизни учебного заведения, а также предложений о мерах взыскания к нарушителям дисциплины;

-содействие формированию уважительного отношения учащихся к преподавателю, коммуникативной культуры своим примером межличностных отношений в кругу преподавателей и мастеров. Неизменно корректные отзывы о преподавательском составе. Участие в разрешении конфликтных ситуаций между учащимися и преподавателями.

2. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-создание  благоприятного нравственно-психологического микроклимата в группе как важного фактора для формирования  всесторонне развитой личности. Создание актива учебной группы.

-развитие интереса учащегося к самому себе, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, желания самосовершенствоваться. Введение в практику работы с группой часов саморазвития, направленных на самопознание и самопроектирование учащихся;

-подготовка, проведение  и анализ  воспитательных мероприятий в группе с привлечением органов ученического самоуправления. При этом целесообразно опираться в своей работе на учащихся, которые пользуются уважением;

-использование в своей работе эстетического воздействия оформления аудитории, зала, музыкального сопровождения при проведении мероприятий;

- содействие преемственности обучения и воспитания. Пролонгирование воспитательного воздействия учебно-профессиональных дисциплин и проводимых мероприятий посредством использования получаемых знаний в реальных жизненных ситуациях;

-анализ и разрешение возникающих конфликтных ситуаций, позитивных и негативных проявлений. Обсуждение с учащимися событий окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов.

- расширение кругозора, познавательных и профессиональных интересов учащихся посредством выездных мероприятий (посещение выставок, музеев, кинотеатров, спектаклей, организация туристических походов, поездок в различные города и страны) ;

- всестороннее развитие  учащихся, пробуждение и поощрение их интереса к различным сферам жизнедеятельности человека. Содействие саморазвитию учащихся на факультативах, в кружках, клубах, секциях по интересам.

Создание им условий для проявления своих умений, способностей, талантов при подготовке и проведении воспитательных  мероприятий группы и учебного заведения;

-формирование представлений о жилищно-бытовых условиях учащихся. Посещение проживающих в общежитиях и на частных квартирах;

-взаимодействие с родителями, вовлечение их в участие в воспитательной работе группы.

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • создание технологии взаимодействия с учащимися по выполнению намеченных задач с обязательным учетом диагностической основы планирования воспитывающей деятельности, индивидуально-личностных особенностей учащихся;
  • разработка сценариев воспитательных мероприятий по развитию ценностных ориентаций, мотивации, жизненных установок учащихся;
  • адаптация к поставленным задачам, уровню воспитанности и информированности в группе методов и форм воспитательной работы других кураторов с целью их дальнейшего использования в своей воспитательной работе;
  • внесение на рассмотрение педсовета, предметных комиссий, учебной части, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений     по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Участие на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности учащихся курируемой группы;
  • повышение своего профессионального уровня посредством посещения курсов повышения квалификации. Участия в работе методических  объединений, конкурсах кураторского мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы.

              Для успешного взаимодействия с педагогами и учащимися куратор должен уметь:

1. планировать воспитательную деятельность на диагностической основе ( пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно применять их в воспитательной работе);

2. видеть и формулировать свои  воспитательные цели;

3. составлять план воспитательной работы в группе;

4. общаться с учащимися, поощряя их активность и ответственность, подавая собственный пример;

5. организовывать групповую деятельность, взаимодействие учащихся посредством проведения разноплановых воспитательных мероприятий;

6. взаимодействовать с родителями учащихся:

7. анализировать собственную  деятельность и ее результаты.

    При осуществлении своей деятельности куратору приходится решать следующие задачи:

1. диагностико - этические - изучение особенностей, личностных качеств, направленности, актуальных проблем учащихся;

2. социальные - включение учащегося в систему социальных отношений: взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и ее социальной защищенности;

3. нравственные - ориентация учащегося на общечеловеческие ценности, создание ситуаций нравственного выбора, конкретизация нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах;

4. индивидуально-практические - выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекция деятельности, педагогика рефлексии.

        Многообразие форм воспитательной работы и необходимость постоянного их обновления ставят педагогов перед проблемой выбора. Формы воспитательной работы могут быть:

  • простыми ( как акт ситуативного воздействия) и сложными ( включающими воспитанников в систему разнообразных отношений);
  • кратковременными ( например, «5 минут с одним стихотворением») и длительными  ( «Неделя юного героя-антифашиста»);
  • групповыми ( от двух участников и более) , коллективными ( группа, секция, кружок), общелицейными, межрегиональными, республиканскими, государственными;
  • традиционными ( вошедшими в практику учебного заведения, апробированными, эффективными, освоенными и взятыми на вооружение многими педагогами) и творческими ( нестандартными нетрадиционными, исключающими шаблон, создаваемый педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
  • спонтанно возникающими в ходе воспитательного процесса ( например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса) и специально организованными, спланированными и особым образом инструментованными педагогом и педагогическим коллективом;
  • регулярными ( воспитательный час, родительское собрание, «День именинника» и т.д.) и эпизодическими ( как календарные, так и ситуативные), которые проводятся преподавателем, исходя из задач воспитания;

     Правильное ведение документации в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы.

                   ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА

В УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГРУППЕ.

          Помимо выполнения работы по профессиональной и общеобразовательной подготовке учащихся куратор должен выполнять следующие обязанности:

  1. Осуществление планирования воспитательной работы в группе
  2. Организация и проведение мониторинга качества воспитания на основе критериев и показателей качества системы воспитания
  3. Изучение психолого-педагогических, социальных, личностных особенностей учащихся группы, их интересов и склонностей. Выявление учащихся, оставшихся без попечения родителей, проживающих в неполных семьях, имеющих родителей-инвалидов, детей из многодетных семей, лиц, склонных к совершению асоциальных поступков и требующих усиленного педагогического контроля
  4. Осуществление педагогического руководства органами ученического соуправления и ученическими общественными организациями. Оказание необходимой помощи им в формировании актива группы, развитии соревнования между учащимися группы, организации контроля за подведением его итогов.
  5. Организация работы по профилактике и предупреждению антиобщественных поступков со стороны учащихся, безусловного соблюдения ими правил внутреннего распорядка, культуры поведения в училище, на предприятии, в общественных местах.

    Организация работы по профилактике и предупреждению антиобщественных поступков. Организация работы взаимодействия по указанным вопросам  с правоохранительными органами, родителями учащихся, контроль за поведением и дисциплиной учащихся.

6.Организация работы с родителями учащихся по вопрсам воспитания детей, проведение родительских собраний, конференций. Систематическое информирование родителей об успеваемости и поведении учащихся. Осуществление учета этой работы.

7.Осуществление систематического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий труда и уч.бы учащихся, организацией их питания жилищного и  медико-санитарного обслуживания. Принятие мер по устранению выявленных недостатков.

8.Организация, подготовка, проведение внеклассных познавательных, культурно-просветительных, оздоровительных и досуговых мероприятий, в соответствие с планом воспитательной работы в группе, учете этой работы.

9.Своевремнное предоставление установленной отчетной документации согласно утвержденному в лицее перечня.

10.Организация работы по развитию познавательных интересов учащихся, вовлечение их в работу кружков технического и художественного творчества клубов по интересам, спортивных секций, контроль за посещением учебных и внеклассных мероприятий.

11.Участие в работе по профессиональной ориентации учащихся школ, работе приемной комиссии, комплектовании групп.

12.Участие в работе педагогического совета, методических комиссий, при необходимости, в работе других формирований и структур.

КУРАТОРЫ ГРУППЫ ВЕДУТ СЛЕДУЮЩУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ:

  • план идеологической и воспитательной работы с коллективом группы;
  • журнал куратора группы;
  • психолого-педагогические карты изучения личности учащихся, требующих постоянного педагогического внима-   ния ( совместно с психологом и социальным педагогом).

  Куратор группы представляет следующую документацию:

 Заместителю директора по воспитательной работе:

  • журнал куратора группы;
  • отчет о проведенной работе за полугодие, учебный год;
  • методические разработки  воспитательных мероприятий  (по проведению);
  • характеристики на учащихся (по требованию администрации, на 3-ем курсе для всех учащихся).
  • Отчёты о проведении индивидуальной работы с учащимися состоящими на учёте в ИДН, СОП;
  • ежемесячный отчет о посещаемости в конце каждого месяца;
  • мед справки и другие оправдательные документы.

Циклограмма деятельности куратора

Ежедневно:

  • работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • анализ работы за день, информирование администрации учебного заведения (при необходимости).

Еженедельно:

  • взаимодействие с активом группы;
  • подготовка и проведение плановых мероприятий;
  • работа с родителями (при необходимости);
  • сотрудничество  с преподавателями (при необходимости).

Каждый месяц:

  • составление плана работы на месяц;
  • согласование плана идеологической и воспитательной работы;
  • участие в решении проблем учащихся, проживающих в общежитии;
  • взаимодействие с психологом и социальным педагогом;
  • участие в методических объединениях, инструкционно - методических совещаниях с целью повышения собственной квалификации.
  • оформление кураторского журнала по итогам месяца.

Один раз в полугодие:

  • проведение родительского собрания;
  • анализ выполнения воспитательной работы за полугодие.

Один раз в год: 

  • проведение открытого воспитательного мероприятия;
  • составление перспективного плана работы группы;

отчет по итогам работы учебной группы за год.

                   КОДЕКС  КУРАТОРА.

  1. Иди к учащимся с улыбкой
  2. Сначала научи - потом требуй
  3. Будь справедливым в оценке поведения учащихся
  4. Крепко держи данное воспитанникам слово
  5. Защити учащегося от всех видов произвола
  6. Строго храни доверенные тебе тайны
  7. Будь примером во всем: в труде, одежде, поведении
  8. Никогда не требуй от учащихся того, чего не делаешь сам
  9. В любой ситуации умей поставить себя на место воспитанника
  10. Будь сдержанным и терпеливым. Никогда не опускайся до унижения и оскорбления учащихся
  11. Помни: понять воспитанника ты сможешь только тогда, когда полюбишь его
  12. Ни на минуту не переставай учиться. Будь внимательным, и ты многому научишься и у своих коллег, и у своих воспитанников
  13. Доверяй учащимся. Откажись от мелочной опеки в отношениях с ними.
  14. Никогда не жалуйся на своих воспитанников. Помни: хороший педагог бывает  недоволен только собой
  15. Будь великодушным к случайно оступившимся
  16. Не сравнивай учащихся: у одних это вызывает зависть и злобу, у других - лесть и лицемерие
  17. Если ты не прав - попроси у воспитанника прощения: это нисколько не уронит твоего авторитета
  18. Найди хорошее у самого нерадивого ученика. Постарайся возвысить его в собственных глазах, и он оправдает твои надежды
  19. Живи интересами учащихся, и ты поймешь, что радость общения с ними одна из наибольших земных радостей
  20. В учебное заведение иди как на праздник, иначе тебе нечего там делать.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.